График работы:
пн-пт с 8.00 до 17.00
обед с 12.00 до 13.00
ВохтогаЛесДрев
162040, Вологодская обл., Грязовецкий район,
п. Вохтога, ул. Железнодорожная, д. 83, офис № 18

8 (8175) 54-15-00 — приёмная
info@vld35.ru

8 (8175) 54-15-10 — отдел кадров
pugacheva@vld35.ru

Управление продаж
+7 (8202) 67-63-07, доб. 0100 — заместитель генерального директора по реализации, начальник управления продаж
Перхин Валерий Борисович
perhin@cfmk.ru

+7 (8202) 29-74-55 — менеджер отдела по работе с покупателями
Шапина Людмила Александровна
l.shapina@cfmk.ru

График работы:
пн-пт с 8.00 до 17.00
обед с 12.00 до 13.00
pugacheva@vld35.ru

НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ ЦЕХА ДСП

От строительства поселка к пуску цеха ДСП

Цех ДСП ООО «ВохтогаЛесДрев» 30 декабря отметит 50-летний юбилей. Предстоящая дата - прекрасный повод вспомнить, с чего все начиналось.

«Название для Таежного выбирали всем коллективом»

Когда Министерством лесной промышленности было определено место строительства завода ДСП, трестом «Вологдалесстрой» была сформирована строительная организация ПМК-3 (передвижная механизированная колонна), поскольку в первую очередь нужно было построить жилье, инфраструктуру для удобства проживания будущих работников завода.

Лидия Ивановна Андронова трудилась мастером на ПМК-3 с 1971 по 2008 год. В Вохтогу приехала из Великого Устюга по распределению. Окончила ПТУ, затем - строительный техникум в Ухте.

Вот что она вспоминает: «В марте 1970 года началось строительство поселка Таежный, название поселка выбирали всем коллективом. Первым начальником ПМК-3 был Николай Иванович Фёдоров, главным инженером - Михаил Михайлович Коростылёв. Н. И. Фёдоров был уже в возрасте, работал немного, новым начальником ПМК-3 стал Александр Константинович Казаков. Все руководители были умными, строгими, ответственными. Работать приходилось много, строительство поселка велось быстрыми темпами и с большими трудностями, так как дома строились на болотистой местности. Для строительства завода народ прибывал отовсюду. В Вохтогу приехало много молодежи, когда я прибыла в 1971-м году, мой табельный номер был уже 702.

В числе первых поступили на работу Антонина Николаевна и Александр Александрович Понидаевы, нормировщик Людмила Михайловна Афанасьева. Были созданы бригады для осушения и вырубки леса. Весь поселок построен на сваях, забивкой свай занималось звено Ю. Н. Брикалова. Уже потом делала обвязку и остов домов бригада плотников, их бригадиром был Н. Суминов и другие. На подвозке материалов и строительных конструкций в числе первых работал Василий Николаевич Петровский, автокрановщик Владимир Васильевич Калинин. На прокладке подземных коммуникаций трудилась бригада Колыбина, бригадиром отделочников была Г. Батова.

Первыми мастерами на строительстве поселка были Тамара Владимировна Маслова, Нина Петровна Зернова, Раиса Коробкова, Нина Геннадьевна Суминова».

В обязанности Лидии Ивановны входила организация производства на объекте, расстановка бригад, обеспечение их материалами, соблюдение техники безопасности. Мастера были связующим звеном между высшим руководством и рабочими.

Строительство завода ДСП началось в 1971 году, когда закончились подготовительные работы. Трудились, не считаясь со временем, в три смены. Горячие обеды привозили прямо на стройку, чтобы люди не отрывались от производства. В конце 1973 года завод ДСП сдали в эксплуатацию, одновременно со строительством завода стали строить многоэтажные дома в Вохтоге, продолжалось строительство и поселка Таёжного, цеха ДСП.

«В п. Вохтога первой была построена улица Ленина, потом улица Строителей, 24 Партсъезда и ул. Молодежная. Затем уже все потихоньку остальные строились. Клуб построили, затем котельную, бригада Колыбина проводила подземные коммуникации к котельной. Сейчас идешь по поселку и вспоминаешь, что практически на каждом объекте поработала, внесла свою лепту в развитие Вохтоги.

Наша организация была подрядной. Заказчиками были Монзенский ДОК, Монзенский леспромхоз и много других. Название организации в дальнейшем менялось, но мы продолжали строить и реконструировать. Много сменилось руководителей организации, но основной костяк оставался до конца, до ликвидации. В 2008 году организация перестала существовать», - рассказала ветеран.

«Мы были молоды и объединены общими трудовыми задачами»

Владимир Васильевич Калинин на встречу принес пакет фотографий, грамот и наград. «В трудовой даже места нет, два листа исписаны», - с улыбкой говорит ветеран. Он всегда был в числе передовиков, даже был удостоен чести присутствовать на десятом съезде профсоюзов в Москве, а его фотография висела в тресте и на центральной площади в Вохтоге.

Когда строились поселки и завод, Владимир Васильевич работал подрядчиком. «Пришел из армии и сразу устроился в ДСК, был два года на фибролите. Как только появилась ПМК-3, сразу перешел туда, мой порядковый номер был шестой. И мы начали строить поселки, завод. Стала поступать техника, а ни у кого образования не было, руководство отправляло учиться на крановщиков, на бульдозеристов и на другие специальности. Я сначала получил права на вождение автокрана, но такой техники не было тогда в нашем автопарке, поэтому меня отправили учиться на башенные козловые краны в Белозерск. Как получил кран, так на нем и работал, наверное, 15 лет подряд.

Мы строили дорогу жизни в п. Таёжном, она была вся из опилок, так как не было другого материала. На самосвалах день и ночь возили опилки, машины ломались, но все выдержали, построили дорогу. Потом стали размечать улицы, для этого натягивали веревочки. Паша Колесов на японском тракторе едет, целая улица сразу после него образуется. Стали приезжать рабочие, им нужно было жилье. Мы ставили домики, их называли кунги. Они были готовые, только ставь на сваи и все. Стали подводить коммуникации. На месте стройки было такое болото, что невозможно проехать, приходилось мой кран толкать и спереди, и сзади бульдозером. Водопровод построили, потом московская бригада приехала, стала вести в котельную трубы. Вода и тепло пришли в поселок», - рассказывает Владимир Васильевич.

После того, как была проведена большая работа в Таёжном, крановщика отправили на полгода в Белозерск, там он строил школу. Трест, в котором трудился Владимир Васильевич, заставил его отдать кран. Вернувшись на родину, молодой человек, как он говорит, залез на башенный кран и стал в Вохтоге строить многоэтажный дом, который в народе называют «китайской стеной».

Первые колышки для завода тоже ставила бригада, в которой трудился Владимир Васильевич. Но после несчастного случая на закладке ливневой канализации вохтожанина сняли с крана и пересадили на землеройно-транспортную машину возить опилки в совхоз.

«Потом отправили в командировку в Иду, дороги строить. Отработал там две вахты, стал проситься обратно. Технику у меня опять забрали. Директор ПМК-3 уговорил поработать его личным водителем. Почти до самой пенсии возил директоров. Если бы дали мне технику, с удовольствием на кране бы поработал», - признается Владимир Васильевич и снова показывает старые фото, которые бережно хранятся в его архиве, как воспоминание о молодости и трудовых буднях.

«Здесь вот награду получаю в леспромхозе. Приказ о награждении вычитал в газете. У меня, наверное, больше 20-ти наград. Есть и орден Трудового Красного Знамени. Еще был избран депутатом в Народный совет, но недолго там был, года полтора, наверное. Сам попросился уйти», - вспоминает с улыбкой ветеран.

Владимир Васильевич всю жизнь прожил на грязовецкой земле, родился в деревне в восьми километрах от Вохтоги. Каждый день ходил на работу пешком, когда мотоцикл появился, стал ездить на нем.

«Потом мне квартиру дали. Полгода жил один в 64-квартирном доме, сам свет себе провел. На тот момент у меня уже было трое сыновей. Кстати, старший, Виктор, стал энергетиком, работает здесь в ДСК. Когда строились поселки и завод, мы были молоды и объединены общими трудовыми задачами, поэтому успевали любить, дружить, растить детей, радоваться жизни», - говорит Владимир Васильевич.

Площадку выбрали, дали старт строительству завода

«Мы сегодня собрались в такой день, 26 ноября 2024 года, 55 лет назад в этот день в Вохтоге была комиссия, которая выбирала площадку под строительство Монзенского завода ДСП. В этой комиссии, помню, был 21 человек. Я в то время был заказчиком от Монзенского комбината, а его директором был Алексей Николаевич Кирбитов», - начал свой рассказ Анатолий Васильевич Белов.

Свой трудовой путь ветеран начинал начальником отдела капитального строительства завода, потом был заместителем главного инженера, затем заместителем директора дирекции строящегося предприятия. Через него прошло строительство цехов ДСП, ламинирования, импрегнирования и поселков.

«Помню, приехали в Вохтогу из Москвы, собрали инженерно-технических работников комбината, показали фильм, как делается древесная строительная плита. После выбора площадки поехали в обком партии. Там обговорили то, о чем не договорились на месте, а также распределили, кто и чем будет заниматься на строительной площадке. Тем временем уже готовился приказ министра лесной деревообрабатывающей промышленности о строительстве Монзенского завода ДСП мощностью 100 тысяч кубометров плит в год. После его подписания быстро все закрутилось. 1 сентября 1970 года к нам приехали работники института «Гипролестранс», сделали генпроект завода, проекты п. Таёжный и микрорайона в п. Вохтога. Работа продвигалась быстро, ее было много, мы работали с одним выходным в неделю», - вспоминает ветеран.

В декабре 1971 года началось строительства цеха ДСП. За три года предстояло освоить большие объемы по строительству объектов производственного назначения и жилищно-гражданского назначения. За короткий срок предстояло определить мощности оборудования и установить его.

«После того, как нам показали фильм о производстве плиты, нас с Кирбитовым отправили на Украину, в Костополь, посмотреть, как делают плиту. Мы туда съездили, нам было все понятно. Но те объемы, порядка 20 тысяч кубометров в год, были очень маленькими, по сравнению с нашими 100 тысячами. В Вохтоге запускалось самое мощное в то время производство», - с гордостью говорит Анатолий Васильевич.

Министерство лесной промышленности заключило пять контрактов на поставку импортного оборудования, Вохтога была первая в списке, поэтому всех, кто был задействован на строительстве завода, торопили монтировать финское оборудование, чтобы оно зря не стояло под снегом и дождем. За стройкой наблюдал министр лесной промышленности Николай Владимирович Тимофеев, он трижды приезжал в Вохтогу, переживал, как пойдет строительство завода.

«Мы отдавали себя работе полностью. В то время я руководил двумя отделами: капитального строительства и комплектации. Работа была серьезная и ответственная. И как Владимир Васильевич говорил, техники поставляли много, она была новейшая. В день, когда запускали оборудование, люди не уходили домой, в том числе и я. Спали прямо в цехе ДСП, чтобы быть на месте, если что-то случится. Тогда пришлось очень много работать нашим технологам, электрикам, механикам, да и всему персоналу, чтобы в декабре 1973 года была выпущена первая древесно-стружечная плита, а в 1984 году уже был подписан госкомиссией акт по вводу в эксплуатацию производства», - рассказал Анатолий Васильевич.

По его словам, как шла стройка, все не пересказать. Много сил и энергии было положено на то, чтобы в Вохтоге заработало мощное производство, которое потом прославило лесной поселок далеко за пределами страны.

«Благодарна коллективу, который всегда поддерживал»

Когда завод был построен, в его отдел кадров спешили молодые специалисты, чтобы устроиться на современное мощное производство. Вохтожанка Ирина Михайловна Цветкова на предприятие пришла работать в 1973 году.

«Меня, молодую девушку, сразу приняли начальником смены, тогда мне было всего 22 года. Практики никакой не было, я немного поработала на Дальнем Востоке, попала туда по распределению после окончания Сокольского техникума. Там работал цех ДСП, но очень маленький, выпускал три тысячи кубометров плиты в год. Когда пришла в наш цех, было очень страшно. Изначально хотела устроиться в лесопильный цех доски укладывать, но судьба распорядилась по-другому. Пошла со слезами в цех ДСП, где меня встретил начальник цеха Анатолий Сергеевич Смирнов. Попыталась отказаться от должности, но все было бесполезно. Потом меня с рабочими отправили в Костополь, где мы посмотрели производство. На этом весь опыт и закончился», - вспоминает Ирина Михайловна.

Когда она только пришла на завод, первое время цех не работал, шло формирование коллектива, налаживание оборудования. По словам ветерана, хоть ее смена и не участвовала в выпуске первой плиты, но она знала, какой ценой дался старт производства.

«Никто толком своего оборудования не знал: как им управлять, как его налаживать, как настраивать, что делать в случае поломки. Для этого требовались опыт и время. А сколько было выпущено брака в то время! Я никогда не забуду бедную нашу Валентину Николаевну Хохлову, она тогда была главным технологом, практически жила и ночевала в этом цехе. Сидит, ковер идет, а мы его кидаем, он не клеится, горы брака вокруг. Нервы у всех на пределе. Даже бункера не справлялись с приемом бракованной стружки. Было морально тяжело. Но все пережили, прошли: ковер пошел, плита стала получаться. Это все благодаря нашему коллективу. Трудились молодые ребята 20-30 лет, они были энергичные, любознательные. Потом приходили специалисты работать, помню, пришла целая партия технологов из Архангельского лесотехнического института. Но, правда, почему-то они не задержались. В основном оставались на производстве специалисты после Сокольского техникума», - говорит Ирина Михайловна.

Тепло вспоминает ветеран о первом начальнике цеха Анатолии Сергеевиче Смирнове. По ее словам, он много сил и здоровья вложил в производство. Как признается, Ирина Михайловна, начальник был строгим, ежедневно после смены проводил планерку, разбирал досконально все возникшие нестандартные ситуации. Приходя на смену, первым делом обходил производство и только потом шел к начальнику смены.

«Хорошие слова хочу сказать о наших ребятах-механиках. Оборудование для страны и Вохтоги было новое, а на самом-то деле оно было не способно выпускать качественную продукцию. Столько приходилось его модернизировать, столько рационализаторских предложений вносить во все узлы и механизмы, что если бы, наверное, не было наших умельцев, таких как, например, Вячеслав Павлович Комаров, то неизвестно, как бы мы еще работали. Со временем наша продукция стала качественной и славилась по всей стране и миру. К нам даже приезжали специалисты из других регионов», - вспоминает вохтожанка.

Ирина Михайловна начальником смены работала не так долго, ушла в декретный отпуск. После выхода ей было сложно снова окунуться в производство, и она приняла решение уйти, стала работать сменным технологом. Через четыре года перешла на старшего технолога.

«Меня опять со слезами назначали, поскольку я боялась предстоящей ответственности, да и страшно было, и знания нужны большие. Ведь не шутка таким цехом управлять и выпускать качественную продукцию. Хотела устроиться временно, в итоге отработала десять лет», - смеется ветеран. По ее словам, благодаря директору Николаю Трофимовичу Ладику производство развилось в полной широте своей. Как говорит Ирина Михайловна, через все прошел коллектив, чтобы научиться выпускать плиту достойного качества.

«Мы выпускали 30 % плиты на экспорт. У меня была такая забота: с утра зайти на склад и посмотреть, сколько продукции продали на экспорт. Ведь никак нельзя было срывать планы. Если что-то не так, бежала разбираться, в чем причина. Мне пришлось изучить работу всего оборудования. Ну, слава богу, с нами трудились ребята, которые хорошо разбирались в оборудовании. Был у нас еще такой электрик Алексей Иванович Беляев, мастер своего дела. Придет, подремонтирует и все сделает. Главное, спокойный такой. В дальнейшем был награжден орденом Ленина. Также на заводе работал гидравлик Иван Иванович Смирнов, был награжден орденом Славы третьей степени. На таких ребятах держалось многое, по знаниям они не уступали инженерам, у них светлые головы.

Ну и в дальнейшем приходили грамотные специалисты - Николай Сошников, Леша Беляев. Бывает, бежишь к ним со слезами, а они посмотрят и устранят неполадки. Потом я тоже начала разбираться во всех этих клапанах, знала их наизусть.

На выпуске продукции работала Татьяна Ивановна Бараева, мимо нее не проходил никакой брак. Добрым словом вспоминаю инженера Николая Фёдоровича Федулова, он потом работал начальником технического отдела. Также много сил вложил в развитие производства. Отменным рационализатором был Михаил Иванович Завьялов, работал начальником смены. Если была какая закавычка, скажешь ему, он говорил: «Подумаем и решим».

Благодарна коллективу, который всегда поддерживал, помогал во всем. Не зря наша смена была лучшей», - отметила Ирина Михайловна.

«Все равно, что в космос слетать!»

В музее ООО «ВохтогаЛесДрев» до сих пор хранится кусок той самой плиты, с которой и началась история предприятия.

«Итак, первая плита! Это большей успех строителей, монтажников, наладчиков, эксплуатационников - создателей завода, который будет выпускать 110 тысяч кубометров древесно-стружечных плит в год. Вместе с Владимиром Антоновым, слесарем-наладчиком, в выпуске первых плит активное участие принимали оператор установки подогрева масла В. П. Барабанов, оператор горячего пресса В. В. Кренделев, оператор клеевого отделения Н. Е. Фёдорова, электрики А. И. Беляев, А. Н. Коковашин, лаборант Лидия Дунаевская», - говорится в статье областной газеты. Александр Николаевич Дорофеев, один из первых работников цеха ДСП, вспоминал: «Нам, ребятам деревенским, запустить иностранное оборудование было все равно, что в космос слетать».

Про технологический процесс даже сочиняли стихи. Вохтожанка Мария Новожилова (в девичестве Гусева) трудилась в подготовительном отделении цеха и была творческой личностью. В стихах она описала процесс изготовления плиты, вот отрывок из него:

Отшлифована, чиста,

На вид обычна и проста,

Но сколько вложено труда

В тебя, коварная плита?

В процессе сложном, непрерывном

Все цепью связано единой.

Коль, непрерывна цепь, крепка -

Течет по ленте, как река.

Первым начальником цеха ДСП был Анатолий Сергеевич Смирнов. Запуском цеха, наладкой оборудования и технологии занимались инженерно-технические работники: главный инженер Анатолий Васильевич Белов, главный технолог Валентина Николаевна Хохлова, старший технолог Ираида Михайловна Свиткова, механики - Геннадий Александрович Мылов, Вячеслав Павлович Комаров, Николай Сошников, завскладом Антонина Михайловна Смирнова, мастера - Татьяна Николаевна Фролова, Петр Васильевич Добромысов.

Одними из первых увидел процесс изготовления ДСП также были Нина Викторовна и Николай Иванович Румянцевы, Николай Александрович и Татьяна Михайловна Пуховы, Олег Васильевич и Татьяна Лавреньтевы, Валентин Александрович и Лидия Константинова Левашевы, супруги Новожиловы, Лидия Васильевна Дуванская, операторы Александр Михайлович и Валентина Васильевна Мурановы, которые всю жизнь проработали на одном цехе, а их дочь Наталья Александровна Косулина в настоящее время занимает должность главного технолога.

В разное время цех ДСП возглавляли Александр Александрович Каберов, Владимир Вениаминович Гаршин, Вячеслав Павлович Комаров, Александр Николаевич Евстафеев, Николай Васильевич Яковлев, Владимир Васильевич ?

АУ «Сельская правда», Оксана Харчевникова